Художник, изменивший мировую моду.
Начало ХХ века прошло в Европе под знаком «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева, из которых позже (c 1909 г. по 1929 г.) выросла его же балетная антреприза «Русский балет С. Дягилева». Русский балет пользовался колоссальным успехом за рубежом, и особенно во Франции и Великобритании, он оказал значительное влияние не только на хореографию, но и на развитие мирового искусства в целом. По сути, до «Русских сезонов» парижане и не подозревали о такой мощи российского искусства. «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов.
Над декорациями к «Русским сезонам» работали такие великие люди, как Матисс, Пикассо, Гончарова, Ларионов и многие другие. Кое-кто вышел на мировую арену именно благодаря Сергею Павловичу. Над костюмами трудились Леон Бакст, Коко Шанель, Николай Рерих. Музыку к постановкам писал не кто иной, как Игорь Фёдорович Стравинский. Невероятно, но проект С.П. Дягилева объединил множество гениев прошедшей эпохи!
Спектакли Дягилева стали для сдержанных парижан шоком. Париж поразили не столько танцы, сколько изумительное и броское художественное оформление спектаклей. Перед ними был совершенно новый, яркий и необычный для Европы стиль «декоративного экспрессионизма», включающий в себя как богатую русскую национальную эстетику, так и вкрапления других культур.
Европа была поражена, как гармонично соединились на сцене театр и искусство. Огромное впечатление на зрителей произвело цветовое решение декораций и костюмов. Художники и танцоры Сергея Павловича в мгновенно стали звёздами.
Ведущий живописец «Русских сезонов» Лев Бакст объявил, что в театре теперь надо не слушать, а смотреть. И сегодня мы с вами поподробнее расскажем именно о Льве Баксте и о костюмах, которые открыли новую эпоху развития мировой моды. Никогда ранее мода не менялась так быстро и так кардинально, как в 1910 году.
Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре.
Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду. Роскошь костюмов Льва Бакста породила в Европе спрос на все экзотическое, русское и восточное; более того, эти отголоски до сих пор возвращаются к нам в коллекциях модных домов, как цитаты из его нарядов и дань уважения маэстро.
Как было упомянуто чуть выше, Лев Бакст был ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». Он создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
Бакст продемонстрировал совершенно новый колорит и силуэт ориентального эротизма. Шаровары, тела, едва прикрытые прозрачным тканью и бусами, тюрбаны, расшитые жемчугом, экстравагантные столкновения цвета. На сцене было все, что до этого консервативные европейцы представляли себе только в самых смелых фантазиях.
Реакция парижан на спектакли русских оказалась потрясающей и даже неожиданной. После «Клеопатры» и «Шахерезады» начала меняться французская, то есть, по сути, мировая мода. Впервые цвет, костюмы и декорации стали активными и равноправными участниками театрального действия, рассказывающими свою историю.
Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину.
Бакст добивался единства музыки, живописи и пластики, именно это способствовало мощному эмоциональному воздействию на зрителей.
«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…» — Леон Бакст. Бакст назвал это откровение философией цвета.
В 1916-м году ему впервые пришла мысль: открыть дом моды и универсального дизайна. Идея была смелой и абсолютно новаторской – соединить в себе несколько направлений дизайна. У него был опыт разработки в едином художественном ключе архитектурных решений интерьера, мебели, ткани, керамики, посуды, стекла, столового серебра, одежды, ювелирных изделий и даже автомобилей.
Но … увы, этой мечте не было суждено сбыться. Летом 1916 года Лев Бакст серьёзно заболел и был вынужден прекратить работу.
В последний путь его провожала масса людей – поэты и художники, музыканты и артисты – знаменитости мирового масштаба. Прощальная церемония прошла на кладбище Батиньоль в Париже.