На выставке представлены две знаменитые графические серии работ Сальвадора Дали — «Божественная Комедия» и «Человеческие пороки».
«Божественная Комедия» Данте Алигьери, созданная приблизительно в 1308 — 1321 годах, — величайшее произведение Средневековья и эпохи Ренессанса. Это видение, божественный сон, путешествие по миру, которое не видел ни один живой человек. Чрезвычайно наполненный текст вызывает у читателя не только эстетическое восхищение, но и пробуждает работу разума. Это произведение объединило двух гениев, двух великих мастеров. В 1951 Сальвадор Дали получил заказ итальянского правительства на создание серии иллюстраций к «Божественной комедии» и изготовление на их основе гравюр. Дали создавал этот цикл в 1951-1964 гг. в технике акварели, а затем использовал ксилографию. Работа по переводу акварелей на печатные пластины заняла 55 месяцев, за это время были изготовлены 3500 специальных деревянных досок.
Иллюстрации Дали к «Божественной комедии» признаны лучшими произведениями художника в области книжной графики. В своих работах мастер по-своему интерпретировал произведение Данте. Узнав о том, что творение итальянца иллюстрирует испанец, общественность Италии выступила с протестом (для итальянцев «Божественная комедия» является исключительным произведением, второй Библией) и поэтому заказ был отменен. Однако Дали не остановил работу. Жозеф Форе, с которым Дали работал над «Дон Кихотом», познакомил художника с Ле Эюром Клером, чье издательство, в конечном итоге, занялось реализацией проекта. Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963-м году, а годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать. Центральные персонажи иллюстраций – Данте и его возлюбленная Беатриче. В поэме она символизирует Божественный разум, который ведет героя по раю. В образах, созданных великим испанским гением, мы узнаем черты Галы – его музы, супруги и главного божества. Иллюстрации содержат характерные для Дали мотивы деформированных тел, смягченных предметов и распятого Христа. К какому итогу приходит Дали – сказать никто не может. Решить для себя этот вопрос сможет только сам зритель, который переживет путешествие вместе с двумя гениями. Вместе с Данте Дали проделал долгий путь. Движение его личности от ада через чистилище к раю можно увидеть в представленных здесь ксилографиях из коллекции семьи Гусевых.
Серия графических работ Сальвадора Дали из цикла «Человеческие пороки», создана по мотивам романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 1973 году в издательство Carpentier выпустило сборник из 25 литографий Дали под названием «Les Songes Drolatiques de Pantagruel». Почти все персонажи этой серии позаимствованы из одноименной книги, изданной Richard Breton в 1565 году. Текст в книге практически отсутствует, а основным ее содержанием являются 120 гравюр. Некоторых персонажей Дали позаимствовал буквально, некоторых видоизменил. Смесь ужаса и фарса в литографических листах неосознанно карнавализирует страх. Этим они изгоняют чужое и страшное, используя мощнейшее оружие человека — смех. Вместо того, чтобы искажать человеческое, стали очеловечивать искаженное. И только на некоторых изображениях, там, где избыточность накладывающихся друг на друга галлюцинаций сама пожирает себя, внезапно вспыхивают проблески комического, превращая весь этот сюрреалистический цирк во всего лишь забавный карнавал. Названия листам данной серии сам Дали давать не стал, он предоставил возможность зрителю самостоятельно придумать интерпретацию каждому изображению. Его зритель должен был испытать потрясение, восхищение, негодование, омерзение, гамму эмоций… Так у каждого зрителя появляется шанс оторваться от реальности и посмотреть на мир другими глазами.
Выставка 18+