Выставка «Камень. Сталь. Бумага» представляет работы молодых екатеринбургских художников, активно ищущих ответы на ряд вопросов — смысла жизни отдельного человека, проблем творчества, бытия вообще. Авторы соединяют свои мировоззренческие поиски с процессом овладения изобразительной формой, фокусируя внимание на техниках печатной графики, демонстрируя, как устойчивы и изменчивы традиционные способы выражения. Мастерская, где находятся литографский и офортный станки, стала пространством интенсивной творческой жизни, местом притяжения и отталкивания, споров и единений, потерь и обретений. Связующей основой очень разных индивидуальностей экспонентов является и базовое образование в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра, которое позволило обрести им первичный инструментарий изобразительного высказывания, развивающийся и усложняющийся по мере их становления. Каждый из авторов являет свою картину мира отражает именно тот аспект бытия, который кажется на сегодняшний день наиболее важным.
Экспоненты выставки
Георгий Воронков родился в Екатеринбурге (Свердловске) в 1987 г. Окончил отделение театральной живописи СХУ им. И.Д. Шадра (2017), работает художником-постановщиком в театре и кино. В равной степени занимаясь графикой и живописью, представляет работы в технике офорта, позволяющего передать особую камерную интонацию. Георгий отталкивается от образов реальности, которые порою превращаются то в причудливые метаморфозы, то в лирическое высказывание в жанре натюрморта и пейзажа, где художник организует пространство перспективным построением, световыми и световыми плоскостями, ритмами.
Николай Моргунов родился в Екатеринбурге в 1991 г. Окончил живописно-педагогическое отделение СХУ им. И.Д. Шадра (2011) и РГПУ им. А.И. Герцена (2015), с 2014 г. преподаёт специальные дисциплины в СХУ им. И.Д. Шадра. Член СХР (2020).
Работы художника представляют собой синтез между соблюдением традиций графического искусства и собственными экспериментами. Наиболее ярко это воплотилось в графической серии «Свердловск-Екатеринбург», начатой в 2015 г., где автор пытается осмыслить историю и современность, причудливое смешение разных временных пластов в окружающем пространстве и собственное восприятие реальности. Совпадение настроения с окружающим миром художник выражает в пейзажах, имеющих разную эмоциональную окраску. Некоторые из них имеют чёткое плановое построение, мерную ритмику и сбалансированный колорит и выражают торжество гармонии над хаосом, а иные, через искажённую перспективу, наложение разделённого на неровные плоскости пространство, цветовую напряжённость, наполнены смятением. Экспериментирует Н. Моргунов и с синтезом реальных объектов и их неожиданным восприятием в авторской интерпретации — соединяя, подобно детскому конструктору, элементы интерьера и уличной среды в единое строение или конкретные здания с образами, отсылающими к историческим пластам, что множественно увеличивает ассоциативные ряды.
Руслан Фатхисламов родился в Екатеринбурге в 1989 г. Окончил живописно-педагогическое отделение СХУ им. И.Д. Шадра (2011) и РГПУ им. А.И. Герцена (2017), с 2014 г. преподаёт специальные дисциплины в СХУ им. И.Д. Шадра. Член СХР (2020).
В экспозиции «Камень. Сталь. Бумага» Р. Фатхисламов обращается к жанру натюрморта, рассматривая различные аспекты творчества, в том числе, проблему взаимовлияния художественных школ или авторских почерков, органическое соединение в художнике наследия прошлого и современных реалий. Коллажная композиция открывает возможность совместить узнаваемые образы мэтров мирового искусства (Л. Кранах Старший, Э. Греко, Д. Моранди, П. Пикассо и др.) и собственное видение, выраженное нервным смятением искажённых плоскостей, неровных штрихов и линий, из которых проступают наиболее значимые элементы, звучащие как доминанта. Эталонные образцы классической культуры, включённые в общую ткань эстампа, могут ассоциироваться с мертвящим давлением современной массово-потребительской реальности, эмоциональное обострённо-психологическое отношение к которой художнику помогает выразить сложное сочетание офорта, меццо-тинто, акватинты, мягкого лака.
Анастасия Франц родилась в Таразе, Казахстан в 1997 г. Окончила живописно-педагогическое отделение СХУ им. И.Д. Шадра (2018), училась на факультете графики Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е.Репина. Работает в разных видах и техниках — графика, живопись, скульптура, дизайн, инсталляция, сценография.
По словам художника, она «исследует себя, собственные эмоции, тактильный опыт, в том числе телесной близости, а также окружающее пространство и предметы, события в нем». Авторский язык Анатасии Франц выражает предельную обострённость восприятия мира и активный поиск средств общения с ним. Неслучайно её работы вызывают ассоциации с творчеством художников, наиболее трагически воспринимавших реальность, а также великих экпериментаторов: Э. Шиле, Ж. Кирико, Х. Сутин, С. Дали, М. Эшера и др. Тело становится для художника и объектом беспристрастной препарации человеческой природы, и знаком-высказыванием, и символом. Метафорическое высказывание о природе человеческих отношений, индивида и мира часто выражено в неестественных позах, искажённых пропорциях, аффетированных жестах, воплощающих боль, тоску, одиночество, чему способствует энергичная контурная линия и контрастные тональные градации. Реальные события в жизни Анастасии (учёба, дружба, любовь, потери, смерть) преломляются с беспощадно-обострённой обнажённостью чувств, которые она может выразить в сложных композициях, сочетающих пространство, время, людей, отношения. Литографии, связанные с учёбой автора Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е.Репина, хотя и имеют событийную основу, выходят за рамки формальной логики и преломляются в причудливое перетекание множественности миров реальности и фантазий, где средствами выразительности становятся искажённая перспектива, сложные ракурсы, вариации движения, разномасштабность объектов, ритмическая игра, беспрерывный поток аллюзий.
Галина Шарко, искусствовед, член СХР