В рамках проекта «Выставка одной картины из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств» в галерее Главного проспекта с 5 февраля 2019 представлено полотно «Мученичество Святого Себастьяна».
Картина «Мученичество Святого Себастьяна» вошла в собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств еще в 1936 году, в числе первых экспонатов только что образованной Свердловской картинной галереи (первоначальное название музея). До этого произведение находилось в составе художественного отдела Областного музея, наследника Уральского общества любителей естествознания. Произведение написано на один из распространенных сюжетов христианской истории и рассказывает о римском легионере Себастьяне, пострадавшем за свою веру в Христа и почитаемом церковью как святой мученик. На протяжении истории искусства образ Святого Себастьяна и его житие, известное по книге о святых мучениках «Золотая легенда» доминиканского богослова Иакова Ворагинского, воссоздавались по-разному. В эпоху Возрождения наиболее распространенным было изображение святого в полный рост, привязанным к столбу и пронзаемого стрелами. Позднее художники обратились к многофигурным композициям со сценой исцеления Себастьяна от ран святой Ириной. Данный сюжет был крайне популярен в Италии XVII века.
Авторство картины «Мученичество Святого Себастьяна» можно отнести неаполитанскому художнику второй половины XVII века круга Хусепе де Рибера. В Неаполе, принадлежавшем в тот период Испании, работали два гения-реформатора искусства, оказавшие большое влияние на современников: итальянец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) и испанский живописец Хусепе де Рибера (1591–1652). Прибегнув к жесткому контрасту света и тени, столь свойственному караваджистам, автор картины усиливает этот эффект, создавая ощущение мрачного драматизма происходящего. Композицию же он строит на основе восходящей диагонали — излюбленном приеме Риберы. В пользу принадлежности к ряду мастеров, работавших влиянием известного испанца, говорит и сама трактовка сюжета: запрокинутая голова и безжизненно повисшие кисти рук Себастьяна привносят в нее определенный трагизм, тогда как итальянские мастера того времени стремились, прежде всего, подчеркнуть красоту человеческого тела, создавая гармоничные, просветленные произведения. Хусепе де Рибере принадлежит целый ряд картин с изображением мучений святых. Его произведения хранятся в крупнейших мировых собраниях. Внушительное количество работ автора представлено в Государственном Эрмитаже, среди них — «Святой Себастьян и святая Ирина» (1628).
Полотно «Мученичество Святого Себастьяна» можно увидеть до 10 марта.