Немногие художники готовы предложить что-то оригинальное, оставаясь в рамках живописного полотна. Елена Гагарина родилась, когда набирало популярность движение «Флуксус» и уже вышли на арт-сцену венские акционисты. Время, когда по ту сторону океана художники бежали от картины, уходя в фотографию, устраивая перформансы и активно используя для выражения художественных идей собственное тело. Елена Гагарина не искала этого мейнстрима, а осталась верна традициям. Каким-то невероятным способом, известным только ей одной, художнице удалось собрать и воплотить в своих полотнах вековую память всей истории живописи.
Несмотря на мнимую традиционность жанра, Елена Гагарина создала и продолжает создавать оригинальные образы. Такова ее серия «Рыбы». С одной стороны, это декоративные полотна со сложными цветами и фактурным живописным слоем. Бесспорно, сказалось влияние образования, ведь Елена по профессии художник-миниатюрист. С другой стороны, каждый образ и деталь настолько символичны, что приходится разгадывать, буквально «читать» произведение по элементам. В причудливых формах и образах обитателей океана чувствуется влияние Иеронима Босха и увлечение Антверпенской школой. В этой серии она создала свой мир сказочных существ, которые, однако, не оторваны от реальности, а являются ее причудливым отражением. И это еще одно качество, которое роднит их с персонажами Босха – в них есть легкая ирония.
Если бы меня попросили в двух словах определить живопись Елены Гагариной, я бы сказала, что это живопись глубины. Вода, рыбы, ракушки – это тот ассоциативный ряд, который лишь подтверждает это определение. Но мы говорим, прежде всего, о глубине содержания. Я не знаю, согласитесь вы или нет, но чтобы быть Художником с большой буквы, не обязательно искать себе славу революционера, первопроходца или могильщика традиций. Иногда достаточно уметь рисовать и не смотреть поверхностно, иными словами – видеть глубину.
Анна Ленгле, культуролог-искусствовед