Когда в искусстве появляется слово «реализм» тут же возникает вопрос: а что считать реальностью? Появляется множество направлений и «измов», которые претендуют на максимально адекватное отражение реальности в изобразительном искусстве. «Реалистическое искусство» оказывается очень важной составляющей современной российской визуальной культуры, в какой-то степени, ее краеугольным камнем. Работы Леонида Ротаря, принимавшие участие в большом проекте «Новый российский реализм» в ЦДХ, часто называют реализмом магическим, Леонида Ротаря — художником-демиургом, создающим свою собственную вселенную: персонажи кочуют из одной серии в другую, символы — знаки переходят из холста в холст.
Первое восприятия работ Леонида Ротаря действительно реалистическое: большие холсты захватывают пространство и кажутся монументальной росписью, фигуры людей и отдельные детали вселенной прорисованы досконально: до складок на одежде, морщин на лице, небольших сколов на материале и так далее. Но тут же приходит понимание, что реальность Леонида Ротаря — это большая бездна, монохромная, всепоглощающая, вневременная и исчезающая.
Выставка «Источение реальности» — это большой ретроспективный проект художника, который объединяет несколько серий: «Не молчи», «До завтра», «Нулевое время», «Земля и небо» и другие. Картины с изображением людей, занимающихся спортом, и демонстрирующих красоту физически здорового тела сменяются работами из серии «Небо и земля», где человек оказался на грани эсхатологической бездны, столкнулся с космосом. Серия «Не молчи» посвящена преемственности поколений и связи настоящего, прошлого и будущего — где фигура человека — символ и времени, и жизни помещена в чистое пространство монохромного холста.
Фигуры спортсменов и людей напоминают фигуры на работах Александра Дейнеки, отсылают нас к академическому восприятию тела человека, в то время как пространство вокруг них — это пространство чистого нуля, мир будто выключен, а персонаж находится в повешенном состоянии между плоскостью картины и зрителем, между существованием и исчезновением. Реальность Леонида Ротаря — это реальность де Кирико или Магритта — холодная, но сверкающая и манящая. Она исчезает, источается, но происходит это в полнейшей тишине и спокойствии, персонажи должны бы кричать и пытаться спастись, но они молчаливо курят, глядя на пожар. Источение реальности — это отчасти действительно современная реалистическая живопись, которая очень тонко переживает медленное исчезновение своего предмета изображения.