Пуссен. Вдохновение
Для художников Библия всегда была источником вдохновения. Когда к Священному Писанию обращались великие творцы, они не просто иллюстрировали сюжеты, но переосмысляли их, вкладывая в свою работу личное восприятие. Особая тема для художников – события последней недели земной жизни Христа. Страсти Христовы известны в изложении четырех канонических Евангелий. Согласно им, эти события принесли Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает о них в последнюю неделю перед Пасхой и в Страстную Седмицу. Зрительное представление о трагических днях стало знакомо многим благодаря тиражным возможностям печатной графики, которая с конца XVI века развивается как самостоятельный вид искусства. Библия была настольной книгой каждого верующего в XVII веке. Лица героев гравюр того времени выражают богатую гамму сильных чувств и страстей – горя, отчаяния, грусти, тоски, страдания, радости, преданности, любви.
Серия «Страсти Христовы», представленная на выставке, состоит из 13 гравюр (в экспозиции находится 11 из них), выполненных в технике резца и офорта. Изысканные оттиски создала в XVII веке французская художница Клодин Бузонне- Стелла (1636, Лион – 1697, Париж) Она была старшей из четырех детей Мадлен Стеллы и лионского ювелира Этьена Бузонне. Около 1654 года Клодин переехала в Париж и начала работать в Лувре у своего дяди Жака Стеллы, занимаясь гравюрой по его эскизам. Жак Стелла был одним из самых известных и успешных французских живописцев XVII века. В 1616 году он отправился в Италию, где изучал античность и произведения Рафаэля, но особое влияние на творчество Стеллы оказало искусство Никола Пуссена, с которым художник какое-то время делил итальянскую мастерскую.
Пуссен стоял у истоков европейского классицизма. По словам великого живописца, произведение искусства должно напоминать человеку «о созерцании добродетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы». В соответствии с этими задачами была разработана система художественных средств, применявшаяся в изобразительном искусстве классицизма, и строгая регламентация жанров. Ведущим считался жанр так называемой исторической живописи, включавший композиции на исторические, мифологические и библейские сюжеты.
Почти всю жизнь, за исключением нескольких лет Пуссен провел в Италии, в отличие от Жака Стеллы, который все же вернулся в Париж, где вместе с Лораном де Ла Гиром и Эсташем Лесюэром стал одним из основателей стиля, называемого «Парижский аттицизм». После смерти Жака Стеллы в 1657 году его племянница Клодин в возрасте 21 года возглавила мастерскую, и ей было разрешено остаться в Лувре и продолжать пользоваться привилегиями своего дяди.
«Страсти Христовы». Гравюры Клодин Бузонне-Стеллы по произведениям, приписываемым Никола Пусеену, Жаку Стелле. Офорт, резец, бумага. 1690 – 1697 гг.
1. Въезд в Иерусалим
2. Христос омывает ноги апостолам
3. Тайная вечеря
4. В Гефсиманском саду
5. Взятие под стражу в саду
6. Христос перед Анной
7. Отречение апостола Петра
8. Иисус перед Каифой
9. Солдаты насмехаются над Христом
10. Христа ведут к Пилату
11. Христос перед Пилатом
12. Христос перед священниками и книжниками
13. Христос перед Иродом