Один из самых загадочных художников Екатеринбурга, чье имя знают по всему миру – Михаил Сажаев продолжает радовать уральскую публику и второй год подряд представляет в Международном центре искусств «Главный проспект» свои работы. На выставке можно увидеть новинки Мастера, выполненные в технике, которую автор держит
в секрете.
Марио Корти, прозаик, переводчик, радиожурналист, в 1995-2003 гг. – директор Русской службы радио «Свобода» в Милане делится своими впечатлениями о Мастере.
На каждой работе этого Мастера в правом верхнем (иногда в нижнем) углу мы обязательно найдем рельефную печать, на которой значится «Мастер Сажаевъ. Екатеринбургъ», а также знак Близнеца и сакральное число – двенадцать. Я видел этот внушительный, килограмма на два, полированный кусок металла со специальными устройством для оттиска. Художник сознался, что заказал когда-то его не от хорошей жизни – стали появляться подделки, выдаваемые за его ранние работы, и что на печати обозначено единственное звание, которое он имеет и которое присвоил себе сам. Ни с кем не советуясь и никого не спрашивая. Произошло это в сорок лет.
Как ни пытались изгнать ее – буквы «еръ» – из русской азбуки начала девятнадцатого века, попытки так и не завершились окончательной победой. Как и попытки – после Октябрьского переворота – изгнать все русское из России.
Большевикам удалось-таки отменить ее, эту «ъ» в открытых слогах и в конце слов, как удалось изгнать Россию на долгое время в подполье. Видимо в букве «ъ» есть своя мистическая сила. Как говорят, «особенная стать». Ненужное как будто становится существенным, символическим. Скромная буковка – отброс, пренебреженный камень становится краеугольным. Разве не так?
Как бы то ни было, но «ъ» – знак твердый, настойчивый, бунтующий и неистребимый. Как Маэстро Сажаевъ.
Его «официальное» образование закончилось в 10-м классе вечерней школы для рабочей молодежи. Никакого другого он так и не получил (имея стариков-родителей и семью), о чем сожалел в юности и что ставит в заслугу своему Ангелу-Хранителю сейчас, ибо вместо бумажки с печатями, удостоверяющими, что перед вами художник и творец, Маэстро «приобрел за наличный расчет творческое время, свободу выбора предложений и независимость от любых опекающих художника организаций, а вместе со всем этим и независимость от любых оценок на свой счет».
Михаил Сажаевъ поражает в первую очередь своей личностью. Полный энергии и вечно молодой, благородный и щедрый – не оскудевает рука дающего. Эксцентрик, конечно. Рассматриваю фотографии разных лет. Сажаевъ на фотографиях: в одежде тореро, в смокинге и трусах в Нью-Йорке на открытии выставки. Босиком и в таксидо на официальном приеме в Берлине, в шубе и в своей неизменной шляпе, сидящий в кресле на городской набережной и в молчаливом одиночестве.
Постановочность и театральность в одежде. Это не эксгибиционизм самовлюбленного нарцисса, желающего обратить на себя внимание, — Маэстро и без того отнюдь не обделен внимание прессы. И не только русской. К тому же такая популярность доступна в общем-то каждому, кто ее более или менее страстно желает. TV каналы любят общаться с ним не только из-за его странного обличья или не менее странных усов, но из-за того, что о любой вещи или ситуации он имеет свое твердое мнение, которое лишь в редких случаях совпадает с общепринятым, но которое он никогда не боится высказывать в эфире.
Сажаевъ, как подлинный Художник, человек дисциплинированный. Сильное впечатление производит описание его рабочего дня. Половину рабочего дня Сажаевъ посвящает литературному творчеству, другую работе с кистями и со всем тем, что под рукой.
Меня в некоторых картинах Сажаева поражает то, что можно назвать «желтым». Как, например, яркий свет окошек на фоне черных или темно-коричневых деревяных стен, в которых бревна неотличимы одно от другого. Свет, исходящей изнутри. «Немая поэзия». Такого волшебного света я не видел ни у кого. Прелестно пишет Маэстро Сажаевъ и в беззастенчивом роде. Женщины у него иногда настолько нереальны, что сразу веришь: они где-то рядом.
Но к чему много слов, когда перед вами картины?