Проект «Шедевры государственных музеев»
«Смерть Камиллы» Карло Чиньяни (1628—1719)
Выставка одной картины из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств Картина «Смерть Камиллы» болонского художника второй половины XVII века Карло Чиньяни вошла в собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств в 1968 году. История ее бытования полна драматизма, приключений и загадок. Доподлинно известно, что картина до 1854 года хранилась в Эрмитаже, но в дальнейшем она была продана с аукциона по личному распоряжению императора Николая I. Неизвестно, кто купил эту работу и где она находилась, но спустя столетие «Камилла» «всплыла» в Свердловске и в 1968 году и была приобретена в Свердловскую картинную галерею.
Состояние сохранности картины было очень плохим уже при поступлении в галерею, а со временем оно стало аварийным. Полотно могло храниться только в горизонтальном положении, потому что вся его правая половина представляла собой мозаику из фрагментов отставшего красочного слоя с грунтом. Изображение плохо просматривалось из-за сильного загрязнения, разрушения лака и большого прорыва. В процессе реставрации на оборотной стороне холста обнаружилась надпись на французском языке: «Change de Toille par B. Peronard S.Petersbourg 1815» («переведено на холст Б.Перонаром в Санкт – Петербурге 1815»). В истории Эрмитажа француз Б. Перонар упоминается как один из первых реставраторов, применявших перевод живописи с одной основы на другую, и проделавший эту операцию на картине «Юдифь» Джорджоне в 1807 году, переведя ее с дерева на холст, поэтому находка автографа Перонара очень интересна для истории реставрации в России. После проведённой сложной реставрации мы имеем возможность познакомиться с произведением выдающегося живописца и рисовальщика XVII века, чей талант был отмечен еще при жизни. Художник был удостоен титула графа от папы Климента XI.
Творчество Карло Чиньяни (1628–1719), ученика и, по словам Александра Бенуа, «достойного преемника» Франческо Альбани (1578–1660), завершило эпоху расцвета болонской школы живописи, которая соперничала тогда с такими крупными художественными центрами, как Флоренция и Рим. Вся жизнь К. Чиньяни была связана с регионом Эмилия-Романья на севере Италии, городами Болонья и Форли. Художник занимал видное место среди монументальных живописцев. Ему принадлежит ряд росписей и картин на библейские и мифологические сюжеты. Среди его заказчиков были итальянская аристократия и высшие духовные лица. Сегодня работы К. Чиньяни встречаются в крупнейших европейских музеях. Однако в России его картины являются редкостью.
Полотно Карло Чиньяни можно увидеть в галерее Главного проспекта до конца декабря 2018.