Гравюры первоклассного мастера Кацунори Хаманиси, выполненные в технике меццо-тинто, поражают своей колористикой. В работах встречаются традиционные атрибуты японской культуры: рисовые колосья – своего рода символ благополучия у японцев, симэнава – священная веревка из рисовой соломы, искусно украшенные кимоно, гармонично устроенные уголки сада камней и даже схемы складывания оригами. Кроме того, художник экспериментирует с абстракцией.
На мой взгляд, техника меццо-тинто, в которой работает художник Кацунори Хаманиси, чудом сохранилась до наших дней, поскольку требует состояния сосредоточенности и особенного усердия, а эти характеристики в эпоху цифровизации являются большой редкостью. Тем не менее, в начале XXI века еще есть художники, для которых качество ими выполненных работ дороже потраченного времени.
Подлинных мастеров этой техники не так много, и все их имена хорошо известны в графическом сообществе. Необходимо отметить, что благодаря реализованному в Екатеринбурге Международному фестивалю меццо-тинто, большинство имен таких художников уже известно горожанам. А некоторые известные мастера даже побывали в столице Урала.
В этом достаточно узком кругу особое место занимает Кацунори Хаманиси. Техника меццо-тинто чаще всего используется художниками в монохромном варианте – так сложилось исторически. Особый бархатистый тон меццо-тинто с добавлением разных цветовых оттенков в работах Хаманиси поражает своей колористикой. Впервые увидев работы мастера, я навсегда стал поклонником его таланта.
Графику Хаманиси можно условно разделить на две части: в первой четко прослеживается его национальная принадлежность – элементом многих листов являются рисовые колосья. Рис – это важнейшая часть общей культуры Японии. Многие работы мэтра воспроизводят характерные японские пейзажи с луной или солнцем. Сюда же можно отнести работы из серии «Кимоно» или другие серийные работы: «Японский календарь», «Оригами», «4 Стихии».
Другой большой блок – это листы, которые можно отнести к символизму и абстракционизму. Появление абстрактных работ в творчестве Хаманиси обязано его знакомству с творчеством американского художника-минималиста Ньюмана Барнетта, состоявшемуся в конце 1980-х годов после посещения выставки Барнетта в Нью-Йорке. Огромный шедевр «Vir Heroicus Sublimis» размером 5 на 2,5 метра поразил Хаманиси не только своим необычным цветом, но и потрясающим контрастом между акцентированным цветом и напряженностью линий. Многочисленные интерпретации такой «визуальной игры разума» встречаются во многих работах Хаманиси 1980-1990-х годов. Причем, «чистая Барнеттовская геометрия» иногда включает лаконичные фрагменты, пришедшие из японской стилистики.
Биография.
Кацунори Хаманиси родился на острове Хоккайдо в 1949 г. Художественное образование получил в университете Токай (префектура Канагава). Еще в студенческие годы он увлекся графикой, довольно быстро остановившись на технике меццо-тинто. Окончил обучение в 1973 году, и уже через пять лет получил премию на одной из международных выставок графики.
К настоящему моменту в послужном списке художника можно отметить участие в самых престижных выставках по всему миру, множество наград и премий. Работы Кацунори Хаманиси хранятся в музеях разных стран, в том числе в коллекциях ГМИИ им. Пушкина и Государственного Музея Востока.
Андрей Мартынов, куратор выставки