На выставке представлен проект уникального издания романа чешского писателя Франца Кафки «Замок» (нем. «Das Schloss»), выполненное в жанре
«Livre d’artiste», что переводится с французского как «книга художника». «Livre d’artiste» — это отдельное направление в искусстве, возникло в начале в ХХ века во Франции. Это книжное издание, которое выполняется малым тиражом с применением печатных техник. Работая в этом жанре, художник сам выбирает формат издания, стилистику изображения, печатную технику, шрифт, вид переплета, что позволяет создать более целостное, гармоничное произведение, а так же, более точно выразить свою авторскую трактовку литературного текста.
Роман Франца Кафки «Замок» — это центральное произведение в творчестве писателя, в котором можно найти важные «ключи» к понимаю кафкианских текстов, символов и метафоричности выстроенного им мира. В романе присутствует чувство бескрайнего экзистенциального одиночества, главный герой К. активно пытается прорвать сковывающие его обстоятельства, разрушить табу, чтобы оказаться у высшей инстанции – попасть в Замок, тем самым заслужить прощение и принятие, вопреки воле властей. Это роман о скитаниях человеческой души, наполненной силами борьбы и свободы. Роман фрагментарен и не завершен, он внезапно обрывается, словно так и не открыв для читателя важную истину бытия, которую мы, без подсказки Кафки, никогда не сможем постичь. Незавершенность романа переплетается с атмосферой нескончаемости дорог, диалогов и самой жизни в созданном Кафкой мире.
«Для меня это очень важный проект. Атмосфера произведения, его философия близка к моему собственному ощущению мира. Актуальность работы, неиссякаемый интерес в наше время к творчеству Кафки, на мой взгляд, обусловлена тем, что мир романа, который описывает автор – это мир абсурда с закрытостью отдельных властных слоёв, мир табуированности — этот мир носит общий характер с современной действительностью. Замок одновременно является и бестелесным миражом, и неприступной, недосягаемой крепостью. Комбинация этих противоречивых ощущений – и есть лицо бюрократии, бесчувственное лицо власти», — комментирует автор работ, художник Евгения Матвеева.
Работы выполнены в технике шин-колле. Это довольно простая и очень древняя техника печати. Пришла она к нам из Древнего Китая. В данном проекте шин-колле усиливает ощущение сюрреалистического мира, экзистенциального дуализма романа.
Выставка Евгении Матвеевой (Санкт-Петербург) представлена в творческой точке «Гутенберг» на втором этаже Международного центра искусств «Главный проспект».