Почетное место на выставке займет работа Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», выполненная маслом.
«Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Возраст шедевра – 400 лет.
Картина написана сложной системой мазков и движений кисти: они различаются по форме, размеру и плотности. Особая манера письма создает ощущение живых, наполненных слезами глаз. Эти приемы дополняются выразительными эффектами цвета, света и тени, что создает напряженный драматизм и высокий пафос образов.
История картины напоминает детектив — в Эрмитаже, где она хранилась поначалу, ее считали лишь копией, и несколько десятилетий держали в запасниках. Затем в 1976 году работу передали в дар Ирбитскому музею. Его директору Валерию Карпову после осмотра пришла мысль, что это может быть подлинник, но предположение еще нужно было доказать. «С этой горящей слезой, текущей по щеке, эти влажные радужки, эта красная опись и сами веки – розоватые. Никто другой так не мог написать вот этот глаз, только он», — полагает Валерий Карпов, директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. Чтобы доказать авторство Рубенса, потребовалось подождать еще 40 лет. Все это время картина находилась в хранилище. Она была в очень плохом состоянии, но реставрировать огромное двухметровое полотно желающих не находилось. Лишь в 2012 году реставратор Антонина Наседкина из Нижнего Тагила приступила к работе. За четыре месяца она сняла с полотна четыре слоя лака. Постепенно вся площадь лакового покрытия была осторожно утончена и выровнена. И открылась подлинная, тонкая, красивая по колориту авторская живопись. Микрофрагменты грунта, пигменты красок и ниточки холста отправили в Московский государственный научно-исследовательский институт реставрации. Полгода готовилась химическая экспертиза, которая подтвердила – картина создана в начале XVII века, во время жизни Рубенса. «Известно, какими пигментами Рубенс пользовался, где он их покупал. Он был человеком очень хозяйственным. В архивах сохранились документы, где поставщик писал ему: на сколько флоринов вам класть лазури. Лазурь была самой дорогой краской. Искусствоведы Эрмитажа изучали технику живописи. Сейчас на руках ирбитских музейщиков – заключение: “Магдалина” принадлежит кисти Рубенса и двух его учеников. Как считают эксперты, это ранний, авторский вариант картины художника «Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа»: более поздний хранится в Художественно-историческом музее в Вене.
Картину Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» можно увидеть в галерее Главного проспекта до 12 мая 2019.