Лев Самойлович Бакст (1866 (Гродно) – 1924 (Париж)) – выдающийся русский и европейский художник. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды начала ХХ века.
Этого художника изысканный и капризный Париж признал сразу. Костюмы и декорации Льва Бакста (во Франции его называли Леон Бакст) к «Русским сезонам Сергея Дягилева» настолько поразили воображение французов, что законодатель парижской моды месье Пуаре предложил ему сотрудничество в создании современной женской одежды для самых избалованных модниц Европы. Изысканная элегантность и откровенная чувственность Бакста, делавшая его достаточно одиноким на русских выставках, одновременно подарила ему сначала европейскую, а затем и мировую славу. Театр находил свое отражение в повседневной жизни европейцев. А его влиянию на моду сопутствовали триумфальные постановки «Русских сезонов Дягилева» в Париже.
Работать в мире моды считалось в России того времени не вполне достойной деятельностью для художника высокого уровня. Но Бакст не обращал на это никакого внимания. Сами сюжеты русских балетов, богатство палитры, удивительное владение сценическим пространством в оформлении спектаклей стали неожиданностью для Парижа. Неожиданностью стало для них и обращение к Востоку – первые постановки балетов «Клеопатра», «Шехерезада». Особенно поразили костюмы. И прежде всего костюм для еврейского танца. Белая рубашка с глубоким вырезом, темно-синий плащ, расписанный кругами, и полосатая шапка с тонкой кисточкой… вызвали у зрителей восторг! Бакст использовал все элементы, характерные для древней еврейской одежды. Но в результате получился плод фантазии художника. «Шехерезада» Леона Бакста свела Париж с ума. Изысканно яркие цвета сказочного Востока, пышное изобилие орнаментов и украшений отвечали жажде нового в искусстве и были сразу же восприняты современниками.Бакст делал полное художественное оформление спектаклей, для некоторых постановок – отдельные костюмы ведущим солистам, а также эскизы театрального занавеса. Художник считал, что костюм сродни архитектурному сооружению и является выразителем духа своей эпохи. Избыточно роскошные и сложные, богато декорированные, эти одеяния принадлежат к лучшим образцам искусства европейского модерна.
Кажется, он умел делать все в искусстве: пейзажи, портреты, миниатюры. Современники называли его «дерзким графиком» за свободное владение контуром и способность сопоставлять разные способы рисунка. Лев Бакст был одним из организаторов кружка самообразования, созданного группой молодых художников в 1889 году и ставшего затем ядром художественного объединения «Мир искусства». Он вошел в состав редакции журнала «Мир искусства», которым руководил Сергей Дягилев. Именно Бакст придумал и марку журнала, на которой был изображен орел, объясняя свою идею так: «Мир искусства» выше всего земного, у звезд, там царит надменно, таинственно и одиноко, как орел на вершине снеговой». А современники писали в это время о том, что Париж уже забыл, что Бакст – иностранец и своими «корнями» находится в Петербурге, что он прежде всего художник «Мира искусства». Его имя Лев теперь стало звучать Леон – «как наиболее парижское из парижских имен». Он свободно владел тремя европейскими языками, был широко эрудирован в вопросах искусства, был интересным собеседником и гостем. Всегда изящный и обаятельный, он восхищал своим вкусом и деликатностью. Заказов у художника было так много, что он трудился практически без пауз. В 1914 году Баксту вручили орден Почетного легиона. При этом он был еще членом французского музыкального общества и Королевской академии художеств.
Выставочный проект «Лев Бакст. В зените славы» в Международном центре искусств представляет печатную графику — литографии и гелиогравюры, раскрашенные художником вручную в технике пошуар, по костюмам и декорациям к спектаклям, созданным художником до 1923 года.
Работы можно увидеть до конца июля 2019.