Факсимильные копии самых знаменитых полотен!
История и традиции факсимиле
Выставка организована совместно с объединенным Музеем писателей Урала.
На хранение в музей коллекция поступила по предложению наследников известного деятеля культуры Урала, директора Ирбитского музея изобразительных искусств с 1972 – 2020 гг. Валерия Андреевича Карпова (1949 – 2021 гг.)
Данную коллекцию (мы представляем Вашему вниманию только её часть) В.А. Карпов собирал многие годы для просветительской деятельности, которой он активно занимался.
Факсимиле или факсимильное воспроизведение (с латинского fas simile – сделать подобное) – репродукция, в которой с максимальной точностью воспроизводится оригинал с передачей фактурных качеств, либо красочного слоя, либо тонально-рельефной разработки графических произведений. Процесс подразумевает воспроизведение графического оригинала – рукописи, рисунка, чертежа, гравюры, подписи, монограммы – вплоть до каждой детали.
Главная цель факсимиле – сохранить подлинность объекта, максимально подробно передать его внешний вид и информацию о нём. Факсимильная копия графического произведения по своей сути сродни гипсовому слепку со скульптуры, где исходное изображение копируется максимально точно.
Процесс исполнения таких воспроизведений называется факсимилированием. Издания, в точности воспроизводящие рукописи или издания другой эпохи, называются факсимильными.
Интересна история происхождения слова «факсимиле». В Париже во второй половине XIX века таинственный фальсификатор по прозвищу Факсимиле работал реставратором в Государственной службе и за это время хорошо изучил пигменты, которые использовались художниками XVII века. Чуть позже он начал писать и продавать их любителям, выдавая за картины известных авторов. Когда произведения увидели эксперты, около 40 работ были признаны подлинниками. К Факсимиле начали обращаться галеристы с просьбой подготовить для них «оригиналы». Почувствовав опасность, художник покинул город.
Технология изготовления факсимиле существует уже несколько столетий, и связана она с появлением книгопечатания в XV веке. В прежние времена факсимиле изготавливалось при помощи прорисовки оригинала через прозрачную бумагу, а затем – гравирования на металле или дереве и литографирования. Этот трудоёмкий процесс практически повторял всю работу по созданию исходного листа. Художники осваивали опыт своих предшественников посредством изучения факсимильных копий рисунков и гравюр и становились со временем не только учениками великих мастеров, но и собирателями факсимильных копий их произведений. Благодаря факсимиле мы можем изучать творческое наследие старых мастеров, даже если оригиналы утрачены.
Факсимильные репродукции, очень точно воспроизводящие оригинал, получили распространение со второй половины XIX в. Появление фотомеханической репродукции способствовало выпуску многочисленных, выходящих сериями и отдельно, изданий по искусству и альбомов, посвященных творчеству отдельных художников.
В настоящее время изготовление подобных снимков очень облегчилось благодаря усовершенствованию светописи – фотографии, фототипии, фотогравюры и т. д. Они дают возможность получать безусловно верные факсимиле чисто механическим путём.
Издания с факсимильными иллюстрациями особенно ценятся среди библиофилов и знатоков искусства.