Сергей Лаушкин
Живопись, инсталляции, паблик-арт
1953, село Преображенка, Оренбуржская область, Россия
Сергей Лаушкин — остроумный художник, уже несколько десятилетий тонко работающий с остротой момента и скрытыми конфликтами окружающего мира. Объединяет свои работы в так называемые «ряды» — по теме, настроению, динамике и лежащему в основе ряда открытию.
Творческие открытия художник обнаруживает в окружающем его мире: какие-то ему подсказали оренбуржские степи, другие — умение под собственным углом смотреть на мир, в частности, воспринимать цвет. 32 пространственных решения, двуцветная палитра, перцептивная перспектива, ступенчатые ритмы, а также внутренние связи — все эти открытия положили начало целенаправленным экспериментам Сергея Лаушкина в искусстве. Обнаруживая закономерности в отдельных явлениях, он переносит их на весь мир, включает в сферу человеческих ощущений и чувствований.
Например, ряд «Миф о зоне ступеней» появился, когда художник увидел проявление ступенчатых ритмов в жизни человека: строении тела, архитектуре, городах. Свои исследования он начал со скульптуры, а в 2015 году пришел и к живописному осмыслению этого открытия: от плавных форм художник пришел к прямой ступенчатой ритмике и условности образа, в котором, тем не менее, с легкостью угадывается человеческая фигура.
«Внутренние связи» начались со своеобразных натюрмортов-пейзажей-портретов, главными героями которых стали сначала бутылки, а потом и абстрактные ступенчатые образы. Их связывают тени: они пересекаются, накладываются, сталкиваются — словом, взаимодействуют, чтобы показать эмоциональные, скрытые, внутренние связи. Несмотря на условность, в графичных, экспрессивных образах с легкостью узнаются человеческие фигуры, которые отбрасывают тени — а значит, вступают в отношения.
Не было какого-то конкретного момента, когда Сергей Лаушкин начал создавать не только живопись, но и арт-объекты, выходить на улицу, в городскую среду. Просто в какой-то момент именно такую форму стали приобретать его открытия и идеи. Отсутствие лишнего, внешний лаконизм при оригинальном, остроумном и глубоком содержании — остается важным для художника.