РЕНЕ МАГРИТТ
Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городе Лессине в ничем не примечательной семье. Вообще, словосочетание «ничем не примечательный» можно применить практически ко всей жизни художника за исключением некоторых ярких событий и всего его творчества. Одно из таких «ярких» событий произошло ночью 12 марта 1912 года. Регина Магритт – мать Рене, вышла из дома в Шарлеруа в одной лишь ночной сорочке и исчезла. До этого женщина предпринимала несколько попыток самоубийства, мужу даже пришлось запирать ее в комнате. Ее поиски длились несколько дней, после чего тело Регины было обнаружено в реке Самбре.
Художник утверждал, что смерть матери не оказала на него настолько сильного влияния. Говорил, что в тот момент, когда было обнаружено ее тело, он даже ощутил некоторую радость, потому что этот печальный факт сделал их семью знаменитой в округе. В остальном же, признавался Магритт, в его детстве было достаточно других событий, повлиявших на его творчество. Впрочем, о том, что это были за события, художник загадочно молчал, что было свойственно художнику.
Будучи подростком, он познакомился с Жоржеттой Берже, которая стала его женой почти 10 лет спустя. После обучения в Брюссельской академии изящных искусств, Магритт стал дизайнером на фабрике по производству обоев , а затем делал эскизы для рекламы. В 1922 году он увидел репродукцию картины Джорджо де Кирико «Песнь любви» — вызывающее и завораживающее сопоставление странных элементов в сказочном архитектурном пространстве. Работа оказала большое влияние на художественный подход Магритта. В течение следующих нескольких лет он разработал уникальный стиль, который включал тщательно прорисованные повседневные предметы, часто помещенные в загадочные сопоставления .
В 1926 году Магритт подписал контракт с Брюссельской художественной галереей, что позволило ему стать штатным художником. В следующем году галерея провела его первую персональную выставку, включавшую «Потерянного жокея» 1926 года, коллаж, который он считал своей первой сюрреалистической работой. Однако выставка не была хорошо принята художественными критиками того времени. он решает переехать в Париж. Здесь Магритт подружился с Андре Бретоном, автором «Манифеста сюрреализма», и присоединился к группе сюрреалистов.
Магритт начал включать текст в некоторые из своих работ, и в это время он написал одну из своих самых известных работ, «Вероломство образов» 1929 года, в котором детальное изображение трубки сочетается с курсивным утверждением: «Это не трубка». Картина ставит под сомнение авторитет как образов, так и слов. Магритт стремился вызвать у зрителя сомнение в том, что они видят. Он часто использовал объект в своём искусстве для обращения внимания на сам процесс восприятия.
Главным героем многих картин Магритта стал безликий человек в котелке. Иногда его шляпа просто парит в воздухе над воротником неприметного черного пальто, иногда лицо скрыто за каким-нибудь неожиданным предметом – яблоком или летящим белым голубем. И очень часто он повернут к зрителю спиной, превращаясь в еще большую загадку. В какой-то степени каждый из этих лишенных индивидуальности джентльменов является автопортретом Магритта, который всю жизнь с потрясающим упорством утверждал, что в нем самом нет ничего особенного.
Он умер в возрасте 68 лет от «тривиального» рака поджелудочной железы рядом со своей любимой Жоржеттой. Рене Магритту удалось провернуть невообразимый фокус: он прожил самую незаурядную заурядную жизнь из всех возможных.