Осмысление сути художественного творчества претерпело значительную эволюцию в истории искусств: от ремесленника, который копирует видимый мир до творца, изучившего законы физического мира и на основе их создающего свои художественные пространства, и далее – к творцу, который не пользуется готовыми формами реальности, а создает свои собственные. По последнему, самому сложному, проторенному авангардистами начала ХХ века пути, идет Владимир Аксенов.
«Обретение» для Владимира Аксёнова — это процесс поиска и нахождение того высшего порядка, гармонии, которые должны быть именно в данном произведении, интуитивное прозрение в творчестве.
На каждом квадратном сантиметре холста, тщательно проработанном, разворачивается увлекательное действо, которое проявляет себя во взаимодействии цвета и форм. Фон в произведениях обладает смысловой насыщенностью, подобно информационному полю. Некоторые формы контрастируют с фоном, как бы обнажаясь, открываясь со всех сторон, другие словно растворяются в нем. Художник выстраивает композиции, разворачивая одну за другой плоскости, находящиеся между собой в различных сложных отношениях.Глядя на работы Аксенова, создается впечатление, что формы проявляются, становятся видимыми в результате алхимического процесса, подконтрольного художнику. Они напоминают нечто живое, но отнести образы к области человеческого, животного или какого-либо еще знакомого нам мира чаще всего сложно. Сам художник не возражает, когда зритель в его работах ищет сходство абстрактных образов с реальными объектами: это активизирует мысль, побуждает внимательнее рассмотреть произведение. Образы, созданные художником можно интерпретировать по-разному, они вступают с нами в диалог потому, что мы пытаемся их осмыслить, но мы никогда по-настоящему не можем быть уверены, что поняли их. Или это понимание иного порядка – постижение художественной истины в ее цельности, без слов.
Среди произведений Владимира Аксенова представлено несколько портретов с гипертрофированными чертами лица. Их можно воспринимать как портреты материи (в аристотелевском понимании), избыток которой не укладывается в привычные рамки. Это феномен некой субстанции, осознавший себя и выделившийся из общей нерасчлененной массы. Его уродливость – как разновидность индивидуальности, способ заявить о себе.
Натюрморты художника представляют собой как бы взгляд человека со значительно измененным восприятием (или не человека вообще) – предметы напрочь лишены привычного смысла, воспринимаются как уплотнения пространства, имеющие свою фактуру и цветовую характеристику.
В творчестве Владимира Аксенова можно увидеть глубинное желание проникнуть за горизонты человеческого сознания. Никаких бытовых политических подтекстов – это уход в метафизику. Такой отстранение от привычного человеку состояния, когда все названо, определено на свое место и наделено смыслом, позволяет отдохнуть от нагромождения «слишком человеческого» и увидеть, пережить нечто первозданное.
Владимир Анатольевич Аксёнов родился в 1959 году.Закончил Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова. Член Союза Художников России с 2000 года.
ВЫСТАВКИ:
1984 – Выставка живописи, Краснодар
1987, 1988, 1989 – Персональные выставки, Новороссийск
1990 – Выставка плаката совместно с коллекцией Русского Музея. Ленинград – Манчестер (Великобритания)
1990 – Региональная художественная выставка «Юг России», Краснодар
1995, 1996, 1997 – Фестивали Современного изобразительного искусства, Сочи
1995 – Выставка живописи, скульптуры и декоративно прикладного искусства, Краснодар
1995, 1996 – Краевые конкурсы, Краснодар
1998 – Региональная художественная выставка, Краснодар
1999 – Республиканская художественная выставка «Россия-99», Москва
2005 – Персональная выставка в галерее «Юг», Краснодар
2009 – «Время странствий», ЦДХ, Москва
2010 – «Прогулки одинокого мечтателя», ЦДХ, Москва
2010 – «Абстрактно о конкретном», ЦДХ, Москва
2011-2012 – Работа в Китае в музее Русского искусства Лю Миисю г. Харбин, КНР.
Экспозиция Владимира Аксёнова «Обетение» будет представлена в галерее Главного проспекта с 12 января 2019.