Бой быков, а также тавромахия и коррида – это публичное зрелище, во время которого боец (тореро или матадор) дразнит быка, проделывая серию искусных трюков, а в конце, как правило, убивает быка шпагой. Происхождение корриды уходит корнями в глубокую древность. В Испанию бои быков были принесены маврами, которые господствовали на Иберийском полуострове с 8 по 15 вв. Вместе с тем коррида в ее современной форме возникла в середине 1720- х годов и стала излюбленным национальным развлечением.
«Бой быков — это не только праздничный спектакль. Для истинного испанца коррида — это жизнь», сказал в одном из интервью Хорхе Лаверон, знаменитый испанский журналист и писатель, авторитетнейший знаток истории корриды. У испанской корриды есть второе название «Национальное празднество», а бык воспринимается здесь как один из символов страны.
Искусство боя быков вдохновляло многих великих писателей и художников на создание выразительных произведений искусства. Ценителем и поклонником корриды был американский писатель Эрнест Хемингуэй, который в 1965 году написал в одной из своих статей: «Коррида не знает равнодушных. И относиться к ней можно по-разному. Но лишь в одном сходятся все, кто хоть раз в жизни видел настоящую корриду: в своем уважении к матадорам. Они безусловно заслуживают всех тех почестей, которые по праву принадлежат людям большого искусства и большого личного мужества».
Но одним из первых в ранг искусства бой быков возвел знаменитый испанский художник и гравер Франсиско Гойя. В 1814-1816-е годы он создает серию гравюр «Тавромахия», изображающую ее историю в Испании. Существует немало рассказов и легенд о том, что в молодости Гойя присоединился к команде тореро и путешествовал по стране, зарабатывая деньги для будущего путешествия в Италию: «В детстве я бывал на корриде и с мечом в руках не испытывал страха…», вспоминал он. На одном из автопортретов Гойя изобразил себя в образе тореро, да и свои письма он мог подписать «Francisco de los Toros». Такое увлечение дало возможность художнику представить зрителю не только моменты боя, но и его историю в Испании, основные школы. Герои, изображенные Гойей, были самыми известными участниками боев с быками, и их имена были на устах у всех. Например, лист 20 –это прыжок с гаррочей Хуанито Апиньяни в его выступлении на арене Мадрида. Мариано Себальос, по прозвищу Индеец, убивает быка с седла на акватинте под номером 24. На гравюре 28 мы видим кульминационный момент борьбы там же, в Мадриде: храбрый Рендон поражает быка копьем и убивает его одним ударом. Позднее Рендон был убит именно на этой арене. А 33-й лист показывает нам трагическую смерть знаменитого Пепе Илло (Хосе Дельгадо) во время боя в Мадриде.
Техника гравюры Гойи отличается высокой сложностью. Добиваться тончайших нюансов помогала детально разработанная система приёмов, большая выразительность которых построена на хорошо согласуемых лаконичном глубоком штрихе и больших локальных однородных пятнах акватинты. Художник был одним из первых, кто начал применять строгую, но живую и экспрессивную линию и глубокие по тону, структурно насыщенные протравленные плоскости.
Спустя более ста лет другой знаменитый испанец Пабло Пискассо вновь воплотил в гравюрах это красивое зрелище, в котором есть испанский характер, особое отношение к жизни, любви и искусству. Красота и зрелищность корриды по-новому раскрылись в его гравюрах. С детских лет Пикассо вдохновляли пикадоры, матадоры и, конечно же, быки. Художник посещал корриду не только в детстве, но и в юности, когда отдыхал на юге Франции, и в старости, когда навсегда переселился в этот регион. Само создание гравюр «Тавромахии» охватывает десятилетия жизни
художника. Еще в 1927 году издатель Густаво Гили заказал у Пикассо иллюстрации к корриде. Пабло исполнил несколько гравюр для этого заказа, но не закончил его и не отдал издателю. Только в 1956 году сын Гили, также названный Густаво, вспомнил обещание Пикассо отцу и попросил его закончить работу. Уже в следующем, 1957 году, Пикассо выполнил свое обещание и предоставил полный набор гравюр и напечатал их в 1959 году. Эти акватинты стали одними из лучших его графических работ, показали гениальность художника. Обращаясь к гравюре, Пикассо, отдавал должное Гойе, но в основу серии положил собственный опыт зрителя и друга многих тореадоров, а также большое количество наблюдений, собранных в течение десятилетий на различных корридах. Погруженный в авангардные тенденции, он экспериментировал с техникой акватинты, тем самым расширяя ее выразительные возможности.
Перед вами две Тавромахии двух великих испанских художников, которые можно долго рассматривать и находить в них все краски корриды: от Величия до Трагедии.
Также в экспозиции представлена уникальная скульптура — ювелирно-камнерезная работа «Тореадор», выполненная камнерезным домом Алексея Антонова. Уральские мастера-камнерезы не только продолжают традиции прошедших веков, но и постоянно стремятся к покорению новых высот. Один из самых амбициозных проектов Камнерезного дома Алексея Антонова — тореадор, выполненный из драгоценных металлов и минералов. На создание полутораметрового шедевра у команды из двадцати мастеров ушло два года. Работа поражает реалистичностью и точностью каждого штриха. Кожа тореадора выполнена из крайне твердого кремния, а на лице переданы все эмоции. Особое внимание уделено деталям — фактура кожи, ногти, морщины – все сделано под микроскопом.
Мастера использовали для создания тореадора не только драгоценные, но и очень редкие материалы. Синюю ткань костюма тореадора имитирует камень родусит сложно цвета – его редкий источник в природе уже иссяк. Добыча родонита «Орлец», используемого в работе и обладающего исключительным малиновым цветом не ведется уже более ста лет. Полотно струящейся мулеты собрана из сотен кусочков яшмы. Имитацию объемной вышивки украшают 420 подвесов, сплетенных вручную из более чем 10 000 жемчужин. Сосредоточенный тореадор в стойке с обнаженным клинком выглядит совершенно как настоящий.