Понятие «не-место» введено французским антропологом Марком Оже в 1992 году для описания мест или пространств лишенных индивидуальности, где сам человек также остается анонимным. Примером таких мест могут служить аэропорты, торговые центры, сетевые отели и так далее. «Не-место» — это реакция на процессы глобализации, которая является причиной унификации и вытеснения индивидуальных характеристик. Сегодня это понятие может быть расширено на большее количество мест, если не на пространство всего мегаполиса в целом.
Художник Иван Плющ передает ощущение этого «не-места» с помощью своей живописной манеры — задний план его картин лишен какой-либо живописности, а рука художника максимально вытеснена механическими средствами нанесения краски: втирание губкой, малярный скотч для создания ровных границ предметов, пластиковая карта, втирание краски. При этом задний план, выглядящий вполне реалистичным и представляющий или городской пейзаж, или пространство дома или объекты телевизионного эфира, представлен как некая декорация, которая не только не приглашает своего зрителя в пространство картины, но стремится сама выйти за ее границы в «реальную жизнь». Таким образом весь мир Ивана Плюща — это как раз и есть мир этого «не-места», которое оказывается настолько неуютным для чего-то живого, что персонаж начинает медленно растекаться.
Исчезновение персонажа с течением времени — одна из центральных тем в творчестве Ивана Плюща. Художник дает возможность краске течь самостоятельно, он практически не вмешивается в процесс, поэтому исчезновение лишено агрессии, оно напоминает естественный ход жизни, где время и жизнь проходят сквозь пальцы и исчезают. Именно это течение времени и удается зафиксировать Ивану Плющу в единой картинке.
Проект «Не-место. Анемия восприятия» объединяет в себе работы разных лет, от более ранней серии «News» до последнего проекта «Красные мячи», где Иван Плющ исследует тему детства и памяти о нем. Проект дает возможность ознакомиться с творчеством художника и составить представление о его развитии.