Питер Цвик — молодой художник из Словакии, который уже успел принять участие в нескольких международных проектах, в том числе в параллельной программе Московской биеннале молодого искусства 2016 года. Сейчас Питер Цвик находится в резиденции в Лейпциге и создает новую серию работ, которая связана с нашей памятью, восприятием места и игрой воображения.
В своих работах Питер Цвик изучает нашу визуальную память и показывает, основываясь на свое примере, как восприятие действительности смешивается через забывание с нашим воображением или просто размывается. В серии работ «Места, в которых я никогда не был» Питер Цвик показывает, по сути, пейзажи, вполне повседневные, которые он увидел, путешествуя по Европе. Он не делал заметок или записей, и вскоре эти места стали забываться. Именно в этот момент и были созданы работы. Можно ли назвать их абстрактными или предметными? Вероятно, это живопись на стыке двух направлений. Точно так же, как и места, увиденные художником, но смешанные с его фантазией, превратились в некую утопию, в места, в которых он никогда не был.
Художник не останавливается на изучении визуальной памяти просто человека: он изучает визуальное восприятие современного человека, который наполовину живет в среде виртуальной. Может ли привычный природный пейзаж быть увиден человеком, который проводит 8 часов своей жизни за экраном компьютера или перед экраном телевизора и чье сознание погружено в сетку интернета, точно так же как 100 лет назад? Нет ли сетки перед нашими глазами? В своих последних работах Питера Цвик экспериментирует с материалами в живописи: использует пластик и сетку, которые закрывают собой холст, с полуразмытыми изображениями на нем. Сетка — это и символ интернета, и символ защиты, некой комфортной пелены, которая скрывает от нас действительность. Подобный вопрос, о взаимодействии реальности виртуальной и природной кажется сегодня тем более актуальным, что развитие технологий дополненной реальности становится все более и более активным, и то как изменится наше восприятие и наше «действительность» оказывается важным для понимания уже сегодня. Работы художника — это забывание природной реальности сознанием человека, которое живет в мире интернета и образов массовой культуры.