Борис Алексеевич Самосюк -заслуженный художник Республики Башкортостан (2010), обладатель Золотой медали «Духовность, традиции, мастерство» Союза художников РФ (2014). Родился в г. Уфа, в 1957 Живет и работает там же. Специальное образование: художественнографический факультет Башкирского государственного педагогического института (1984). Член СХ РФ с 1993 года. С 1983 – участник республиканских, зональных, региональных, всероссийских, международных специальных (графика) и зарубежных выставок.
Произведения художника находятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), Музее современного искусства (Москва), ИГМИИ (Ирбит), Музее изобразительных искусств Ростова-на-Дону, Челябинской областной картинной галерее, Магнитогорской картинной галерее, Калининградской государственной художественной галерее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Художественной галерее Маастрихта (Голландия), Музее современного искусства Байи (Франция), частных коллекциях России и зарубежья.
Экспозиция выставки, включает свыше сорока работ, выполненных в технике пастели, которая в классификации видов изобразительного искусства часто становится предметом искусствоведческих дискуссий: графика это или все же живопись? Знакомясь с творчеством Бориса Самосюка, вы отбрасываете всякие сомнения: его пастели – это, безусловно, живопись. Глубокий бархатный (благодаря особенностям техники) цвет покрывает в них всю плоскость произведения, его энергией пронизан каждый объект, изображаемый художником. Эмоции, цветовыми пятнами плещущиеся в его пастелях, заставляют задуматься о верности слов, некогда сказанных о цвете последним живописцем-романтиком 19 века Гюставом Моро: «Цвет должен быть продуман, вдохновлён, вымечтан». Все так: наверное, продуман и именно «вымечтан». Но зрителю кажется, что вовсе не продуманная цветовая логика движет рукой мастера, а некое наитие, вдохновении свыше, и, конечно, живые, непосредственные чувства, плещущиеся в душе художника, вызванные удивительным освещением, неповторимостью состояния дня, либо красотой реального мира – пейзажного мотива, предметной среды или даже жизненной ситуации. То солнечные и жаркие, то пронизанные прохладой ветреного дня или спускающимися сумерками, то полные музыки и яркие («Виолончель и яблоки»), то исполненные мудрого покоя и неспешности (диптих «Пасхальная трапеза», «Продавец хлеба», «Продавец лепешек»), они завораживают той магией цвета, которой подвластны любые настроения и самые разные эмоции. Цвет в его работах становится тем языком, который один только и способен наиболее близко к правде передать впечатления от натуры. Не предметная реальность, не внешние очертания форм и даже не сам сюжет (там, где он есть), а впечатления, произведенные на художника реальной жизнью, ее течением и вечной ее изменчивостью. Именно потому в его натюрмортах, пейзажах и сюжетных композициях доминирующую роль играют не форма и детали, а цвет, который в свою очередь рожден светом, визуально меняющим порой не только характеристики одного и того же пейзажного мотива, но даже формы предметов, очертания фигур. Цвет и свет, которые по-своему расставляют акценты в реальном течении жизни, и в самом восприятии ее человеком. Напоенные светом и цветом, композиционно сложные и необычно крупноформатные для техники пастели, которую принято считать искусством скорее камерным, работы Бориса Самосюка свидетельствуют о его высочайших достижениях не только в сегодняшнем творчестве самого художника, но и в российской пастели в целом. Они отличаются безупречностью технического исполнения, мастерством грамотного композитора и великолепного колориста, но, главное – невероятной энергией чувственного накала и бесспорной убедительностью настроений, обусловленных особой, абсолютно найденной цветовой гармонией.
Отдельную страницу творчества Бориса Самосюка составляют произведения религиозной тематики. При этом, наряду с библейскими текстами, нередко импульсом к появлению той или иной работы становятся апокрифические тексты или же весьма редкие отдельные сведения о житии апостолов. Глубокое погружение в тему всегда предваряет появление подобных работ. Так, если образы диптиха «Рыбаки из Вифсаиды» (2018-2019) вполне знакомы широкому кругу христиан: это и призванные Иисусом в ученики Андрей с Петром – рыбаки из Галилеи, и Иаков Заведеев, и будущий евангелист Иоанн, то абсолютно новый диптих «Четыре Иуды» (2020) – малопонятен широкому зрителю: Иуда Искариот – это лишь одно имя, известное как имя проклятого в веках предателя. Однако, речь в композиции идет об ином: само имя «Иуда» было вполне распространенным во времена Христа, достаточно вспомнить имя двоюродного брата Иисуса – Иуды Заакия, или прежнего до апостольства имени Фаддея – Иуды Иаковлева. Образ мытаря в работе «Черные камни Капернаума» – так же неоднозначно трактован автором. Это может быть и Матфей – мытарь, сборщик податей, а может быть и Иаков (брат Матфея и тоже сборщик податей).
В творчестве художника Бориса Самосюка отражены огромный интерес к истории человечества (в том числе и к истории религии), глубина знаний, широта кругозора. На протяжении всего творческого пути художник ни разу не останавливался на достигнутом надолго. Каждая новая взятая вершина становится отправной точкой для новых исканий. Анализируя искусство Бориса Самосюка в целом – с самого раннего периода и до его сегодняшних работ, понимаешь вдруг, что поиск – это непременное… нет! даже перманентное состояние настоящего творчества. Именно эти искания творца, смелые порой до дерзости, самостоятельность в выборе путей обретения того или иного художественного опыта, понимание самой сути не только искусства, но и человеческого бытия позволяют Борису Самосюку сохранять индивидуальность, узнаваемость и глубину, характерные для его творчества.
Ирина Оськина, искусствовед,
Заслуженный деятель искусств РФ,
Заслуженный деятель искусств РБ
Октябрь, 2020